Одно из самых красочных путешествий по Брестчине - в Ружаны, на место руин «белорусского Версаля» (часть 2)
9 сентября 2021 в 08:57 261

В первой части речь шла об интересных достопримечательностях городского поселка Ружаны помимо его главной и отличительной особенности - знаменитого Дворца рода Сапегов.

Хроника Дворца магнатского рода Сапегов начинается с 1598 года, когда владевший селением в то время Бартош Брухальский продал усадьбы Лососин и Ружаны канцлеру Великого Княжества Литовского Льву Ивановичу Сапеге, который сделал маенток Ружаны основной своей резиденцией. Сапега сразу же начал строительство дворца, пригласив итальянского архитектора Санти Гучио. Были выстроены трехэтажные подвалы, их обсыпали землей, а сверху возвели крестообразный замок.

Это сооружение он закончил в 1602 году, а Ружаны стали резиденцией знаменитого магнатского рода.

45.jpg

Первоначально, уникальная резиденция Сапег, скорее напоминала неприступную крепость, чем дворец. Она была построена как неприступный оборонительный замок с тремя четырёхгранными башнями, вокруг которого раскинулся ров. Ансамбль состоял из четырех зданий: гостиной, малого, среднего и большого корпусов. В центре дворца находились главный парадный зал и холл с лестницей по обе стороны. По бокам были жилые помещения, кабинет, библиотека. Под самой постройкой в огромных сводчатых подвалах размещались арсенал, архив, запасы провизии.

Сейчас увидеть общий вид тогдашней композиции бывшей резиденции рода Сапегов можно через литографию с рисунка Наполеона Орды.

46 Общий вид дворца. Литография с рис. Н.Орды.jpg

Будущий магнат – Лев Сапега родился в 14 апреля 1557 года. Его древний именитый род имел тот самый дворянский герб «Лис» со стрелой. Кстати, родовой знак «Лис» смешался с «горящей» стрелой в 1058 году. Тогда польский король Казимир I Восстановитель после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре, подарил символ мужества - герб со стрелой отважному рыцарю, подавшему во время знак горящей стрелой.

47.jpeg

Лев Иванович первым предложил и разработал разделение управленческой власти на власть судебную, законодательную и исполнительную. Заслуга Сапеги и в написании Главного Трибунала — кодекса законов Великого Литовского Княжества, по которому преступникам назначали наказание.

Канцлер является инициатором по сути, первой в Европе Конституции — собрания законов в Великом Княжестве — Статута 1588 года. В Статуте заслуживает внимания закрепление за белорусским языком статуса государственного и статуса автономии княжества.

Лев Сапега также исполнял обязанности виленского воеводы и великого гетмана Княжества.

48.jpg

Территория дворцового комплекса открыта для всех желающих. Войдя через центральные въездные ворота дворцового комплекса Сапегов попадаешь, будто в итальянское палаццо.

49.jpg

50.jpg

В 1696 году старый замок был разграблен и полностью сожжен во время Великой Серверной войны со шведами и междоусобных столкновений местной шляхты.

Резиденция, пережив разрушения, была восстановлена во второй половине XVIII века при Александре Михале Сапеге, пригласившем архитектора Яна Самуэля Беккера перестроить дворец. Крестообразную форму главного корпуса заменила традиционная для классицизма прямоугольная форма, благодаря которой он был объединен с боковыми корпусами посредством аркады, состоявшей из въездных ворот между флигелями.

На месте старого замка появился изысканный роскошный дворец с утонченными интерьерами, с садами, оранжереями и отдельно стоящим зданием театра, вокруг которого был разбит английский парк. К пейзажу парковой зоны примыкал зверинец в виде пробитого просеками лесного массива. Въезд украсили брамой с двумя флигелями, а внутренний двор окружили красивыми колоннами.

51.jpg

Кроме того, Александр построил манеж для арабских скакунов и заложил картинную галерею, в которой были оригиналы работ знаменитых художников. Дворец был построен по подобию знаменитого на весь мир Версаля. Восстановительные работы завершились в 1786 году. Ружанский комплекс по своей планировке напоминает Версаль.

В нашем «белорусском Версале» город располагался со стороны парка и является как бы его продолжением. И архитектура его организовывалась как единое целое с окружающим пространством, с природой, как дворцовый парк. В чем заключается притягательная сила Ружан, его обаяние.

К слову, в открывшемся в начале 2011 года в восточном флигеле музее «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов» есть макет красивейшего дворца того времени (Который занимает почетное место в центре одного из залов).

52 Макет Двоца спегов в музее.jpg

«Белорусский Версаль» славился и бездонными многоярусными подвалами, в которых хранились богатый арсенал вооружения, ценные государственные документы и даже казна княжества, а также архивы рода Сапегов. Вдобавок здесь была и отличная винотека редких и дорогих вин.

Даже до начала реставрационных работ с 2008 года, то немногое, что сохранилось, позволяет вообразить себе былое великолепие и оставляет чувство причастности к исторической легенде.

53 Ружанский комплексдо восстановления с 2008 ruzhany_12.jpg

Александр Михал Сапега сделал местечко Ружаны настоящим важным центром аристократический жизни. Устраивались пышные балы, представления, фейерверки. Жена Александра — Магдалена Агнежка — очень любила театр, и влюблённый муж организовал в 1765 году в южном корпусе дворца придворный театр. В театре ставились оперные, балетные и драматические спектакли мастерами из разных стран. Здесь же из детей крестьян они обучали и будущих актёров.

Театр был двухъярусным с достаточно глубокой сценой с несколькими планами кулис для быстрой смены декораций. На первом ярусе находилось 14 отдельных лож, а на втором — 15. Роскошная ложа для короля была посередине на верхнем ярусе. Такого оборудования не имели даже столичные театры. На тот момент театр был одним из самых больших в Европе, и представления для знати давала труппа из шестидесяти актеров и сорока музыкантов.

Ныне за время реконструкции отреставрированы западный и восточный флигели, планируется восстановление южного корпуса дворца, где находились театр и манеж. В планах построить гостиницу и театр, а исторические руины законсервировать.

54.jpg

55.jpg

56.jpg

Невзирая на разрушения, палац до сих пор поражает своим величием. Даже в руинах Ружанский дворец выглядит впечатляюще: величественные колоннады, остатки стен главного корпуса и бывшего театра. Они несут в себе частичку той эпохи, отклик рода Сапег.

57.jpg

58.jpg

От великолепия самого замка остался только фасад. Сохранился здесь и орнамент, который напоминает о красоте залов.

59.jpg

60.jpg

А через рухнувшую крышу, сквозь зияющие провалы окон и потолка во дворец будто заглядывают живописные небесные облака, придавая больше загадочности аутентичному месту.

61.jpg

62.jpg

63.jpg

После Александра Михаила Сапеги Ружанами владел его сын Франтишек.

Ему достался по наследству местный театр, балет, оркестр. На грандиозные труды по реконструкции дворцового комплекса были потрачены очень большие средства, но работы так и не были завершены. С 1780 года средства почти не выделялись, работы велись плохо. Имение приближалось к разорению. Резиденция Сапегов с 1793 года переместилась во дворец в Деречине, где жил Франц Александрович Сапега с семьей.

64.jpg

А когда в 1829 году Франтишек Сапега умер, то резиденции в Ружанах и Деречине перешли к его сыну Евстафию Каетану. И так случилось, что за его участие в восстании 1831 года, всё его имущество было конфисковано царским правительством. При инвентаризации списки изъятого богатства Ружанского дворцового комплекса составили три листа, компактного почерка с обеих сторон. Перечень конфискованных картин составлял 22 страницы, серебряных изделий — 18, а описи разных вещей составляли ещё 124 листа.

Интересны воспоминания писателя и историка Юлиана Немцевича, когда он посетил Ружаны в 1819 году, то ещё смог увидеть часть библиотеки, она занимала целую комнату; кабинет с томами рукописного архива, состоящих из 232 больших томов, где имелись документы от конца пятнадцатого и до конца восемнадцатого веков. Коллекция эта содержала, кроме всего прочего, письма к гетманам, министрам, епископам, «друзьям дома» и была упорядочена по годам. А в сокровищнице тогда находился знаменитый хрустальный кубок «Иван», сделанный полностью из одного куска горного хрусталя вмещавший гарнец вина, т.е. почти 3 литра (кстати, дата изготовления кубка – 1519 год).

А когда граф Лев Северинович Потоцкий (сын Северина Осиповича Потоцкого и княжны Анны Сапеги) посетил Ружаны уже в 1834 году, то, к сожалению, увидел полное опустошение дворца. По его словам:

«...Палацавы дзядзінец увесь быў зарослы травою, па якой пасвіліся козы.

У парку прысады высечаны, фруктовыя дрэвы здзічэлі. Замест кветак — пустазелле. Ставы раскапаныя, каналы без вады, а пасярод гэтага ўсеагульнага знішчэння гмах, які знешне яшчэ нагадвае тое, што тут было многа гадоў назад, а ўнутры... перароблены пад фабрыку!

У што ж ператварыліся гэтыя пакоі, напоўненыя ўсёй пыхаю ўсходу і захаду?! Дзе той багаты збор рэдкіх кніжак, шыкоўная збраёўня?! Дзе пакоі, у якія зачашчалі прымасы. біскупы, канцлеры, гетманы, ваяводы, найпершыя магнаты ў краі?! Сёння, у абдзёртых ад каштоўных абівак, аголеных ад залочаных панэлей, у іх стаяць варштаты!»

65.jpg

Евстафий Сапега в 1829 году продал дворец и его земли Ари Лейбе Пинесу, еврейскому текстильщику.

Дворцовый комплекс превратился в ткацкую фабрику. Новые хозяева развернули в нем настоящее производство: изготовляли шелковые ткани, дорогие пояса, обои, сукно, атлас, большие столовые скатерти с изысканными рисунками и с гербами, а также свечи, кареты экипажи.

Территория двора и парка застраивалась производственными зданиями. Былое магнатское великолепие дворцовых залов сменилось на мануфактурное производство. Никаких попыток восстановления главного корпуса и флигелей как памятников архитектуры не было. Дворцовый ансамбль был обречён.

66.jpg

67.jpg

Уже в августе 1914 года во дворце произошел пожар. Крыша главного корпуса обвалилась сразу и проломила перекрытие на втором этаже. А через два месяца Ружаны были заняты немцами (шла Первая мировая война).

После Первой мировой войны Ружаны стали частью Польши. Министром иностранных дел страны был не кто иной, как Евстафий Сапега, правнук Евстафия Каетана Сапеги, который и продал дворец Пинесу.

После пожара дворцовый комплекс, частично реставрировали в 1930 году. Последним владельцем Ружан был правнук Евстафия Сапеги - Ян Сапега. В 1939 году с приходом советской власти и мероприятий по национализации производства Сапеги вообще выехали из Ружан.

Во время Великой Отечественной войны во дворце немцы шили солдатские шинели. В 1944 году сгорело, и было разобрано здание восточного флигеля (бывшего театра) дворцового комплекса. Сохранились только остатки основных построек (главного и восточного корпусов), аркады, въездная арка и флигели по её сторонам.

68.jpg

69.jpg

Разрушительное двадцатое столетие губительным смерчем пронеслось по ружанским землям. После окончания второй мировой войны Ружанский дворец окончательно превратился в развалины. Работы по реконструкции Дворца были полностью прекращены. Остатки дворцовых стен разрушались, частично были разобраны местными жителями на стройматериалы для восстановления хозяйств в послевоенный период. Состояние «Белорусского Версаля» долгое время оставалось удручающе печальным. Комплекс превратился в руины. После войны в южном корпусе до 1962 года существовал цех по производству кафеля.

Удивительно, что до сих пор на оконных проемах южной стороны руин местами сохранилась лепнина – в виде лавровых венков. Придворный архитектор Сапегов Ян Беккер её применил при строительстве как символ почести, воинской доблести, славы.

Забавно, что в конце 1980-х - начале 1990-х годов в Ружанах придумали легенду, что если бросать в эту лепнину камни, то посыплются золотые монеты.

Золото, конечно, с окон не сыпалось, но, к большому сожалению, практически вся лепнина была утеряна.

70.jpg

Как и положено, о древних замках ходят самые разные загадочные легенды, в том числе есть история о Ружанских кладах. И, в известной мере, не безосновательно. 

Когда археологи вели раскопки, то под фундаментом флигелей были найдены фрагменты оснований и полов, ещё древнее самих флигелей. Это был пол княжеской канцелярии. В созданном музее и сейчас можно увидеть небольшой фрагмент укрепленной стены и пол княжеской канцелярии (виден через обустроенный стеклянный пол для туристов).

К слову, тут нашли клад из медных монет - 1067 боротинок, которые чеканились в 1666 году на монетных дворах Великого Княжества Литовского и Польши.

Интересно, что в 1966 году в Дворцовом комплексе в Ружанах снимали кинофильм «Я родом из детства» режиссера Виктора Турова. В этом фильме снимался и Владимир Высоцкий. Местные шутят, что Высоцкий оставил тут не только память о себе, но и незаконнорожденных детей (наверное, миф). Премьера фильма состоялась 27 декабря 1966 года и в кинокадрах, сохранился вид реальный вид руин Дворцового ансамбля 60 –х годов.

71 1 Коровы Руины 6ых Родом из Детства.jpg

72 2 Руины Родом из Детства.jpg

73 3Руины с колоннадой.jpg

73 4.Руины Дворца.jpg

Ещё в легендах замка – интригующее предание, обросшее невероятными рассказами, что из Ружанского замка до Коссовского замка, принадлежавшего династии Пусловских (что в 20-ти километрах) подземный тоннель, соединявший два строения. Легенды утверждают также, что он был настолько громаден, что в нем запросто могли разъехаться два экипажа, а тьму подземелья освещали фонари.

Но уже много лет еще никому не удалось обнаружить подземного хода (вероятно миф, тем более что связывать два замка разных веков бессмысленно, да и не было возможности из-за песчаного грунта).

Кстати по исследованиям археолога Калнина Валентина Валентиновича, занимавшегося раскопками в Ружанах в советское время, сообщалось, что на одном из уровней на территории комплекса были найдены пустоты и, скорее всего там был подземный переход, вероятно для соединения центральной части и флигеля. Если верить его описаниям, то ход был, но эти пустоты не везде просматривались.

Вполне допустимо, что от времени проход, который соединял северный корпус и флигель, просто обвалился.

Известно, что строительство подземелий, соединявших замки с религиозными объектами, было довольно распространено не только в Беларуси. Поэтому предположение, что между дворцом Сапег и костелом Пресвятой Троицы может быть подземный ход, по которому могли уходить в случае опасности из замка, вполне вероятно.

Возможно, что ход между дворцом и костелом все-таки существовал. И, если не реально найти его в дворцовом комплексе, то может, следует его искать в подвальной части Троицкого костела, который не так далеко от комплекса. Очертания, которого хорошо видны прямо из Дворцового комплекса Сапег.

74.jpg

Кстати, большие многоуровневые подвалы достались Ружанскому дворцу ещё от замка, которые были засыпаны во время военных действий. Когда с лета 2008 года начались реставрационные работы комплекса, то во время перестройки подземелья решили оставить их в первоначальном виде. В планах реставраторов раскопать подвалы Ружанского замка, по историческим данным глубина подвалов замка была в четыре яруса.

Сейчас часть южного корпуса (оба флигеля и въездная брама) восстановлена.

75.jpg

76.jpg

В настоящее время идет реставрация восточного корпуса. Там где прежде были конный манеж, княжеская канцелярия, театр. По плану реконструкции восточного корпуса театр в стиле XVIII века сохранят.

Теперь в этих стенах в восточном флигеле с 2011 года создан музей для сохранения истории замка и его хозяев – «Дворцовый комплекс Сапегов».

С 2012 года ведутся работы по реставрации восточного «театрального корпуса», где располагались арена и театр, теперь планируют открыть гостиницу с рестораном, планируется также создать конный манеж.

77.jpg

К июлю 2021 года уже укреплён фундамент, ведутся работы по фасаду, кровле и окнам.

78.jpg

Аутентичные предметы, фрагменты интерьеров тех времен и исторические предметы хранят экспозиции музея.

Один из самых ценных предметов выставки – бронзовая печать рода с изображением герба «Лис».

Почти всю стену зала занимает деревянный герб, который висел на въездной браме с 1772 по 2008 год.

79 Деревянный герб в музее.jpg

Здесь же – копия статута Великого княжества Литовского 1588 года (в создании которого Лев Сапега принимал самое активное участие), книги из Сапеговской библиотеки, подсвечники из Троицкого костела XVII века, саксонский фарфор XVIII века.

80 Статут ВКЛ В Ружанах 1588 года.jpg

Среди археологических находок можно увидеть печной кафель, элементы кухонной утвари, и даже пуговицу с инициалами Александра Сапеги.

За стеклом хранятся — копии чертежей архитектора Сапегов - Яна Самуэля Беккера, который проектировал и строил Ружанский дворцовый комплекс (Сами оригиналы планов здания, планы зверинца, парка дворцового комплекса хранятся в Варшавской народной библиотеке).

Один из залов посвящен династии Сапегов, а в галерее проходят выставки белорусских художников. Кстати, помимо обычных выставок, экскурсий, в замке проводят театрализованные выступления, организовывают квесты и даже регистрируют браки.

81 костюмированные мерпоприятия.jpg 

На территории комплекса проходят праздничные гуляния «Ружанская брама», всевозможные костюмированные музыкальные выступления, ярмарки народных мастеров, различные мероприятия, посвящённые спортивным и культурным событиям. 

К примеру, в августе 2021 года в Ружанах прошло пилотное мероприятие проекта Белорусской федерации футбола «Путешествие по Беларуси», направленное на популяризацию спорта и туризма номер один на родине.

80.jpg

81.jpg

82.jpg

83.jpg

Ружанский дворец величественный и прекрасный, даже в полуразрушенном состоянии. Его красота вызывает чувства восхищения предками, создавшими её и  современными художниками и строителями, возвращающими эту красоту из небытия. Реставраторы стремятся использовать максимально приближённые к аутентичным материалы (псевдоаутентичный кирпич, черепицу индивидуального производства).

84.jpg


86.jpg

Центральный объем ружанского имения Сапег, вероятнее всего, законсервируют. Таков европейский подход к реставрации: сохранить чарующее сочетание руин и восстановленных сооружений.

87.jpg

К слову, сказать, в нынешнем году Дворцу - 235 лет. Он ведёт свое начало с «превращения из замка» в 1786 году, а летописи Дворца магнатского рода Сапег уже более 400 лет. Такое длительное существование дворца связано с историей его владельцев, это история периодов расцвета и забвения с разрушением.

И может быть, всё это будет восстановлено и снова, как во времена своего рассвета, Дворец будет поражать своим великолепием.

88.jpg

Комплекс считается визитной карточкой белорусской архитектуры конца восемнадцатого века, его жемчужиной. Это популярная достопримечательность Беларуси, которую хочется фотографировать снова и снова и возвращаться сюда вновь, притягиваясь вековой мелодией развалин арок колонн Ружанского дворцового ансамбля.

90 Под вечер мелодия веков Развалины арок колонад Ружанского дворцового ансамбля.jpg

Mybrest.by


Поделиться: