Волонтеры «Наследия» узнали, каким был Брестский вокзал до реконструкции
22 июля 2013 в 10:49 907
В рамках волонтерского рейда «Память» молодые люди посетили музей станции «Брест-Центральный», а также навели порядок на католическом кладбище.
С историей вокзала участников рейда, волонтеров общественного объединения  «Наследие» 19 июля познакомил Савва Шпудейко, хранитель фондов музея станции «Брест-Центральный». Он рассказал о перестройках и реконструкциях вокзала в разные годы, обращая внимание на архивные фотографии с изображением здания.

33.jpg

Савва Тихонович неоднократно обратил внимание на то, что нынешняя масштабная реконструкция - первая с момента строительства современного здания вокзала в 1953-1957 годах и незначительной реставрации в 1993-1994 гг.

Вокзал в Бресте был построен в 1886 году по указу царя Александра III. Здание тогда было похоже на крепость и было одним из самых красивых и величественных в царской России. Однако русские же солдаты спустя пару десятков лет его и разрушили, отступая под натиском кайзеровских войск в 1915 году. Тогда было уничтожено более 60% вокзальных построек.

Восстановлением вокзала занялись поляки: в 1929 году они явили пассажирам новое здание. Оно было настолько красивым и ценным, что во времена Великой Отечественной немецкие войска старались его не разрушить. «Немцы думали, что когда они завоюют страну, такой роскошный вокзал им пригодится», - заметил Савва Шпудейко.

22.jpg
14++++.jpg

Вокзал, который мы видим сегодня - это советское здание, построенное в 1953-1957 гг. по указу самого Сталина.
«Здесь нужно построить такой вокзал, чтобы он был гордостью Советского Союза несмотря на послевоенную разруху», - цитирует советского правителя экскурсовод.

В 1987 году к вокзалу был достроен Стеклянный зал, который недавно снесли во время реконструкции. Знаток истории вокзала Савва Шпудейко к сносу зала относится положительно: «Мы очень сопротивлялись во время его строительства, но нас никто не слушал. Это здание не решало никаких проблем для пассажирских перевозок!»

44.jpg

Незначительное обновление постигло Брестский вокзал и в 1993-1994 гг. Тогда же была окончательно поставлена точка над i в вопросе со звездой на шпиле: ее решено было оставить.

Сегодняшняя реконструкция вокзала - это не только восстановление здания, которое стояло под дождями и ветрами более 50 лет. Замене подлежат все коммуникации; обновляются железнодорожные пути, заново строится перрон на Варшавской стороне.

66.jpg
Савва Шпудейко относится к ремонту скептически. «Строится навес над путями. Хотят, чтобы красиво было. А кто подумал, как его обслуживать? Когда крыша закоптится от тепловозов - кто ее чистить будет? Это красиво разве будет?», - сокрушается почетный железнодорожник с 46-летним стажем. Он указывает и на другие огрехи: вокзальная башня, которую совсем недавно освободили от строительных лесов, вновь облупилась.

48+.jpg

«Плитку на перроне криво уложили, волнами пошла. Перрон зачем-то высокий построили на Московской стороне. Он только проблемы создает, в прореху между поездом и перроном люди падают», - перечисляет недоделки строителей железнодорожник.

Свою экскурсию по вокзалу Савва Шпудейко привел и на стройплощадку с западной стороны вокзала, где до ремонта находилась стоянка для автомобилей. Здесь под слоем асфальта обнаружили булыжную мостовую. Однако оставить ее здесь не планируется: эксперты не считают, что она не представляет исторической ценности, и к тому же сохранилась фрагментарно. Потому брусчатку снимут и на ее месте уложат ровный асфальт.

55.jpg
После экскурсии в музей станции «Брест-Центральный» волонтеры переместились на католическое кладбище, где облагородили некоторые неухоженные могилы.
087.jpg

Оксана БРОВАЧ, фото автора и voicenet.blog.tut.by




Поделиться:

Добавить комментарий
Email: