Разработчик роботов: «Человечество решило, что роботы – это гуманоиды, похожие на человека, но это не так»
4 ноября 2013 в 10:02 877

В преддверии недели робототехники и соревнований роботов Roborace в БрГТУ корреспондент mybrest.by встретилась с участником соревнований и разработчиком интеллектуальных роботов и познакомилась «роботокухней» изнутри.

О роботе-гиде и роботе-мечте, а также о создании этих чудес техники рассказал Денис Хомиченко – студент 5-го курса Брестского государственного технического университета, член студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ) «Робототехника».

– Когда ты создал первого робота? Какой он был?

 Это был 2-ой курс. Мы взяли тему, которая сейчас очень актуальна - это те же google-автомобили, которые ездят автономно по улицам. Пример – в соревнованиях Roborace роботов ставят на трассу, где они должны ориентироваться и при этом, не зная трассу и соперника, правильно принимать решения и стараться не производить столкновения с препятствиями. И робот не управляется человеком!

Отсюда украинские ребята взяли проблему, сделали из нее шоу и вот появились соревнования Roborace.

Мой первый маленький робот 3 года назад поехал на соревнования и сломался. Причина: для определения препятствий я использовал ультразвуковой датчик. Так как было очень громко, много помех, датчик сильно барахлил, и робот не поехал.

2.jpg

 Кто или что являются твоими вдохновителями?

 Это реальные проблемы из реальной жизни, которые существует сейчас. Например, принести тапочки, подать ручку, вилку и т.д. Я не могу водить машину, но хочу добраться до места на своей машине. Это уже подталкивает на создание или автоматизацию робота. Также промышленные роботы, которые 30 лет назад заменяли руки людей. Робот выполняет рутинную и скучную работу, не устает и не требует огромного количества ресурсов (в том числе оплата труда). А человек в это время учится и работает в том направлении, которое ему нравится, и не деградирует.

– Какие функции выполняют роботы?

 Если говорить о гонках Roborace, то ориентирование по трассе: правильно ехать, поворачивать в нужный момент. Робот едет до момента, пока справа стена, если она пропадает или становится слишком близко, то робот поворачивает налево. Если у робота впереди препятствие и справа стена, то робот резко обгоняет препятствие.

Отсюда, элементарная функция – получение информации с датчиков и обработка их.

– Робот-гид – это…

 Изначально цель робота-гида – замена труда экскурсовода, человека, который обладает большим запасом знаний. Вместо того, чтобы пополнять свои знания и изучать новое, экскурсовод тратит время на рассказы. В свою очередь, робот-гид заменит человека, который стоит целый день на ногах. Робот будет рассказывать на любом языке мира и при этом голос может быть либо мужской, либо женский - как мы преобразуем.

– А можно ли будет задавать вопросы роботу-гиду?

 С вопросами сложнее. Отдельный человек в лаборатории занимается распознаванием речи. Это очень сложная задача, потому что очень много шумов, дети плачут, у кого-то что-то упало. Для того, чтобы роботу-гиду понять посторонний звук, необходимо писать множество фильтров.

В робот будет вшита программа, благодаря которой человек сможет выбирать любой понравившийся экспонат. Робот будет передвигаться к нему, рассказывать полностью и ехать к следующему. Также робот может быть статичен, и человек может просто подойти к нему и узнать необходимую справочную информацию. Устройство будет оснащено интеллектуальным алгоритмом движения: датчиками для определения препятствия, чтобы робот смог попросить дорогу, определить, человек впереди или препятствие.

IMG_0038.jpg

Робот – это конструкция, которая может принимать решения самостоятельно. Человечество решило, что роботы – это гуманоиды, похожие на человека. Нет, это не человек – это робот. А робот – это все, что угодно.

Внешний вид робота-гида: снизу стоит круглая платформа с 3-мя колесами, которые стоят таким образом, что робот может двигаться как человек. Он может смотреть только на юг и двигаться вперед, назад, вправо, влево, по диагонали и даже по кругу. Дальше идет длинная стойка, на которой расположен планшет. Стойка расположена на уровне пояса или груди человека.

 Денис, расскажи из каких основных этапов состоит процесс создания робота?

 Идея - Проектирование – Реализация. Этап реализации состоит из механической части, аппаратной (т.е. платы поставить и питание обеспечить) и интеллектуальной (создание алгоритмов, правил поведения робота).

Высота робота-гида примерно 1 метр. Размеры роботов для гонок 25 на 50 см. максимум. Вес робота в среднем – около 3 кг.

– Ваша лаборатория продает роботов?

 Нет. Было желание продать робота, но не пришли к этому. Зачем продавать детище?! Мы за них волнуемся как за своих детей. Мы можем вложить по 50 долларов в полгода. На самом деле, все окупаемо. У меня такие знакомства, которыми не каждый человек может похвастаться.

– Сколько в твоей личной коллекции роботов?

 Роботов, которых я сам реализовал – 4. Но есть роботы, которые я помогал делать.

– Самое яркое достижение за период изучения робототехники?

 Семья (смеется). Я с женой познакомился на соревнованиях. Еще знакомства и признание, которые можно реализовать в своих целях.

IMG_0045.jpg

 Ты даешь имена роботам?

 Да. Мой второй робот – Untitled, а название команды было – No name. Были еще «Дэвил», «Хамелеон».

 Сколько времени в среднем затрачивается на создание робота?

 Первый робот был создан за неделю. Отсюда результат – робот не поехал. Второго робота мы создавали месяц, но его дисквалифицировали, так как он разбивал соперников и борта. На третьего робота затратили полтора месяца.

– Есть ли у тебя кумиры в области робототехники?

 Я не скажу, что хочу быть на кого-то похожим. На самом деле люди, которые известны в области робототехники, они знамениты не роботами, а своими технологиями. Я не думаю, что научные деятели, которые занимаются в узкой сфере, известны обычным людям. Их не знают, если только в школьных книгах напишут.

 Есть ли у тебя робот-мечта и каким он будет?

 К этому вопросу я больше подхожу с научной точки зрения. Я беру реальные проблемы, которые необходимо решить. Хотелось бы автоматизировать то, что сейчас происходит на наших дорогах. Часто добраться домой из Центра в час-пик невозможно, а если правильно все автоматизировать, проблема решилась бы легко.

Наталия ГАРАЙКИНА, фото robotics.bstu.by

Поделиться:

Добавить комментарий
Email: