Бизнес-союзы Беларуси выступили против создания водного пути Е40 через Брестскую область
14 апреля 2018 в 14:52 214
Ведущие деловые объединения страны выступили против обустройства водного пути Е40 ввиду высоких инвестиционных рисков и экологических угроз.

Соответствующее обращение уже направлено в правительство и Администрацию президента РБ. Под обращением поставили свои подписи главы Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, Белорусской научно-промышленной ассоциации, Республиканского союза промышленников и предпринимателей, Республиканской конфедерации предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей.

По мнению бизнес-союзов, велика вероятность того, что вложения в проект нельзя будет окупить ни прямо, ни косвенно. Во-первых, его реализация требует значительных капитальных затрат. С другой стороны, приходится констатировать, что внутренний водный транспорт по ключевым параметрам конкурентоспособности уступает автомобильному и железнодорожному в скорости доставки, возможности оперировать малыми объемами грузов, использовании гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений. Водный путь подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном для насыпных, наливных, проектных, и неинтересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей, отмечается в письме.

Авторы обращения выразили тревогу по поводу возможных экологических последствий. Так, Е40 проходит по Припяти, которая является одной из последних крупных рек Европы, сохранившихся в естественном состоянии. Обустройство водного пути потребует значительного вмешательства в гидрологию реки.

водный путь.jpg

Анализ проекта Е40 показывает, что одним из наиболее вероятных грузов для перевозки по водному пути являются нефтепродукты. О соответствующих планах заявили и сторонники проекта.

«Массовая доставка нефтепродуктов по белорусским рекам поставит огромные территории под угрозу возникновения крупных техногенных катастроф. Подобные планы - осознанное преступление», - отмечается в обращении. Если на суше аварию с «участием» нефтепродуктов можно относительно легко локализовать, то на проточной воде это практические невозможно. Попав в реку, опасные вещества распространятся на десятки и сотни километров.

Деловая общественность считает, что проект водного пути Е40 ведется без должного экономического анализа, с серьезными методологическими ошибками и под давлением политических решений. Беларусь заключает международные соглашения о развитии водного пути Е40, а правительство дает распоряжение искать финансирование среди институциональных инвесторов. Распоряжения высокопоставленных чиновников оказать поддержку проекту и уже взятые международные обязательства вызывают у бизнес-союзов сомнения в объективности и беспристрастности экологических и экономических экспертиз, которые могут быть организованы государственными институтами в будущем.

Авторы письма призвали правительство и институциональных инвесторов отказаться от обустройства Е40 и сосредоточиться на альтернативных проектах на транспорте и в логистике, в том числе на развитии автомобильного и железнодорожного сообщения, складской и таможенной логистики, придорожного сервиса и торговли, водного и экологического туризма. У этих секторов огромный потенциал. Уже сегодня в них работают тысячи малых предприятий, созданы сотни тысяч рабочих мест.

«Деловое сообщество страны прекрасно осознает необходимость сформировать дополнительные факторы экономического роста и привлечь инвестиции в страну. В то же время мы призываем правительство не искать простых решений сложной задачи за счет реализации крупных и сомнительных проектов», - отметила директор и сопредседатель БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич.

«Природа белорусского Полесья сама по себе имеет высокую инвестиционную ценность, выше стоимости любых новых предприятий. Соответственно, к ней необходимо крайне осторожное отношение. Если сохраним первичную ценность природы, то сможем заработать и на вторичной, в том числе за счет развития туризма», - убежден глава Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

Mybrest.by

Поделиться: